«Я молодец?» - спрашивает ребенок постоянно.
Выбросил бумажку, нарисовал рисунок и обязательно уточнит: «А я молодец?» дождавшись утверждения, довольный побежит по своим делам.

Часто, мы сами того не замечая, используем слова «Молодец» и «Умница» по поводу и без. Играешь в прятки - молодец, помылся - умница, улыбнулась - опять молодец.
Как будто есть только 2 состояния: «Молодец» и «Не молодец» и третьего не дано.
И фишка в том, что чем больше мы хвалим так - ребёнок впадает в зависимость от оценки. Он постоянно хочет ее слышать, чтобы убеждаться что он по прежнему молодец. Т.е постепенно это переходит грань - все, все, он делает не для удовольствия, радости, приятного ощущения - а чтобы услышать опять, что он молодец.
Понимаете, да? Т.е ребёнок перестаёт слышать себя, что ему нравится, хочется и нужно, потому что он зацикливается на оценках.

Также дети теряют понимание, что есть он как личность, а есть его действия.
Что если у него что-то не получилось, то он не перестал быть любимым сыном, умничкой в целом.
И наоборот, если он просто играет, рисует - то это не про молодец он или нет, а про - нравится ему или нет.

Детям, которые постоянно слышат «молодец» тяжело даются ошибки, чужое мнение. Так как он думает, что если его не похвалили , не сказали молодец, значит он плохой и это не уходит.
Я достаточно много работаю с взрослыми, которые продолжают за каждое действие ожидать похвалы, очень уязвимы и зависимы от чужого мнения.
И это очень мешает жить.
Но, конечно же, это не значит, что не нужно хвалить ребёнка)) ещё как нужно!
И хвалить, и благодарить.
Просто делать это в описательной форме!
Фразы должны быть простыми для совсем малышей и можно сложнее для деток постарше.
Например:
«Ты хлопаешь в ладоши! Я так рада!»
«Как классно и быстро ты складываешься пирамидку!»
«Твой рисунок такой яркий!»
«Здорово, что ты заметил мусор и выбросил»
«Ты очень мне помог с покупками!»
«Ты вероятно, очень гордишься тем, что хорошо написал диктант!»
«Меня так радуют твои успехи/ то, что тебе нравится/твой рисунок»

Ещё и заодно учите ребёнка распознавать свои чувства, эмоции: радость, гордость, удовольствие и др.


Made on
Tilda