НЕТ/НЕЛЬЗЯ/ОПАСНО
С момента как ребёнок пополз, пошёл и начал активно исследовать мир, он все больше времени проводит не на руках. Постепенно он раздвигает свои границы исследований, ему все вокруг интересно и внезапно он натыкается на мамино «нет/нельзя/опасно». Сначала он не понимает, пробует еще, ведь раньше такого не было! Но «нет и нельзя» становится все больше, а интерес ярче и вот приходит она, первая истерика, крик, плач, чтобы ему дали то, что он хочет. Это именно не плач-зов мамы, а обида-требование маленького человека.

И неудивительно, что многие мамы теряются и не понимают как себя вести с малышом. Как понять его? Дать то, что ему нужно? Проявлять строгость, если надо. И при этом воспитывать без наказаний и криков?
Попыталась уместить в 10 правил:
1
Он - ребенок и требовать от него взрослого поведения, понимания, быстрого реагирования, запоминания с первого раза, отклика с первого зова – это как требовать с взрослого полететь сразу в космос. Его психике нужно дорасти и дозреть, он психически, например, совершенно не может отреагировать на крик мамы, если занят. Поэтому всегда все разговоры и просьбы должны быть «глаза в глаза» и на понятном ему очень простом языке.
2
В постоянных и тревожных «нельзя, не лезь, сюда не ходи, это не трогай» нет смысла. Это подорвет его доверие к миру и своим возможностям. Лучше обезопасить пространство дома, поднять все опасное, заклеить углы и дать возможность носиться везде. Или лучше страховать и наблюдать, но пускать на горку, качели так далее.
3
Ребенок не делает ничего назло и не издевается, просто он проверяет свои и мамины границы и иногда ему нужно сказать 100 раз, чтобы он точно знал, что вот этого не стоит делать.
4
Разумные ограничения обязательно нужны – они дают ощущение предсказуемости и определенности, но если их слишком много, ребенку хочется их отстаивать, проверять, нарушать. Поэтому должны быть зоны категоричного «нельзя», например поведение на дороге, не подходить к горячей духовке, а все остальное можно, но с рамками: «бегать в луже можно, но только в резиновых сапожках», «сладкое лучше кушать после еды, чтобы не болел животик»
5
Ребенку нужны правила и объяснения обо всем, но на понятном ему языке, тогда он будет больше доверять маме, без ощущения «запретов ради запретов». Т.е не «нельзя, потому что я сказала», а «если ты сейчас в сандаликах пойдешь в лужу, то ножки намокнут, будет неприятно и нам придется пойти домой».
6
Если малыш кричит, ноет, требует, плачет, значит ему плохо, что-то надо, его потребности не удовлетворяются. Просто так он орать не будет. Но это не значит, что нужно любой ценой дать все, что ему нужно, успокоить и быстрее закончить.
Это лишь значит, что нужно принимать всегда все эти эмоции: «Я вижу, ты расстроился. Твоя лопатка потерялась, иногда так бывает» или «Ты хочешь мороженое, но сегодня ты ел сладкое, а у нас правило есть только одно сладкое в день. Я понимаю, что ты хочешь еще, но никак не могу дать.»
И он может плакать и требовать дальше, ведь надо время на горевание, но вы рядом, вы дали ему любовь и принятие и нет задачи остановить эмоции.
7
Задача мамы – если уж она решила что-то ограничить: «сладкое после еды», то стоять до конца, а не причитать потом «ой, он меня не слушается, требует сладкое». Он то пусть требует, но ответственность именно мамина – держать границы и быть последовательной, взрослой и строгой в такие моменты, даже если малыш орет.
8
Если подтверждать всегда чувства ребенка, быть последовательной и строгой в тех ограничениях и правилах, которые вам важны – то не будет необходимости повышать голос и наказывать.
9
Воспитание криком и агрессией бессмысленно. Кроме страха и подавленных эмоций ребенок ничего не запомнит. Иногда да, усталость, стресс сказывается и мы срывается, даже зная, что это не правильно. В таком случае, если это частая История, надо разбираться с собой, своими силами, ресурсами и читать пост недавний «А Если накричала на ребёнка»
10
Часто ограничение самостоятельности и излишняя опека вызывает агрессию у детей, а если сильно подавлять это, то приведет к тому, что ребенок станет безинициацивным и ведомым. Поэтому всегда нужно помнить, что перед вами маленькая личность. И если он, например, не хочет есть, то он имеет право на это. Придет и поест тогда, когда проголодается.
Made on
Tilda