Все братья и сестры ругаются, что-то выясняют, делят родителей, игрушки и пространство. Это естественно и нормально. Лучше сразу избежать иллюзии, что братья и сестры не будут ругаться.
✅Они имеют право злиться, не хотеть общаться и играть друг с другом. Поэтому лучше не стоит говорить: «Ну это же твой брат/сестра!, вы должны дружить».
Важно подтверждать их чувства, почувствовать понимание: «Я вижу, как ты злишься на брата, что он разбрасывает твои игрушки, понимаю тебя.»
А также учите детей самим говорить эти чувства по отношению к друг другу: «Я зол на тебя, потому что ты берешь мои вещи без спроса. Я не хочу, чтобы ты так делал!»
✅Важно не сравнивать детей. Даже если один делает что-то лучше другого. Можно говорить каждому что-то свое: «Я ценю твое поведение! Ты здорово убрал в своей комнате.», а другому: «Спасибо, ты помог мне с ужином, мне было приятно.»
Особенно не нужно сравнивать то, что априори будет разное: темперамент, характер, особенности, развитие, способности и таланты.
✅Чтобы дети не чувствовали, что это они плохие или виноваты в том, что с ними не хочет играть брат/сестра, да и любой другой ребенок, а также, чтобы не брали на свой счет эмоции другого человека, можно сказать так:
«Я вижу, что ты расстроена, что старший брат не хочет играть с тобой, но ты не не виновата. Просто он немного обижается/злится/расстроен и хочет побыть один».
✅Не стоит говорить ярлыками: «Ты старше, ты младше - надо уступить» или «Мальчики не должны бить девочек», «Девочки не бьются» и так далее.
Они не должны друг друга любить. Но при этом есть поведение, которое недопустимо: бить, обижать и делать больно любому человеку, независимо от пола: «Ты не обязана любить свою сестру, но ее, как и любого человека обижать нельзя.»
Перехватываете руку, выставляете руку, как защиту, если видите, что кто-то кого-то хочет ударить. И детей тоже учите не сглатывать и молчать, а защищать себя.
✅Любить детей не нужно одинаково, можно каждого по-своему и к каждому иметь индивидуальный подход. Вместо: «Вот тебе и твоей сестре по апельсину», лучше спросить: «А ты Какой фрукт хочешь?»
Важно не показать одинаковость во всем: люблю вас одинаково, провожу время одинаково. А лучше показать важность каждого: «Вчера я занималась долго с твоей сестрой, потому что ей важно было выучить стихотворение. А сегодня давай с тобой сделаем то, что важно для тебя.»
✅Важно уважать чувства, пространство и границы каждого. Они могут не хотеть делиться чем-то с другим. Могут хотеть играть одни или не участвовать в играх других:
«Если твой брат не хочет играть с тобой в догонялки, то он может этого не хотеть, предложи ему другую игру, в которой весело будет обоим».
«Я вижу, как ты хочешь игрушку сестры, но она пока с ней не наигралась, а у тебя есть своя. Когда она наиграется, ты можешь попросить у нее поиграть тоже или поменяться.
✅При конфликте здорово давать каждому высказаться, подтвердить чувства каждого и предложить им несколько решений. Также хорошо иногда предлагать им самим решить конфликт и найти оптимальный вариант решения.
Made on
Tilda